Сайты для тех, кто собирается масштабироваться
Представь, к вам приходят и говорят, мне нужен вот такой сайт, как этот, только зеленого цвета. Или вот классный калькулятор, скопируйте для нас, зачем делать с нуля…
Повторить калькулятор невозможно, а от «зеленого» варианта мы откажемся. Мы не делаем повторений, потому что каждый бренд позиционируется по-разному. Люди к нам приходят за индивидуальными решениями. Они смотрят портфолио других компаний, которые занимаются коробочными решениями и видят один и тот же сайт, только с разными названиями. А у нас все кейсы разные. И деньги за дизайн платятся большие не для того, чтобы сделать, как у всех, а для того, чтобы отстроиться от всех за счет его конкретных преимуществ как на визуальном, так и на функциональном уровне. Чтобы был вау-эффект!
А как выстраивается работа?
У нас порядка трех брифов. Первый – ознакомительный. О чем проект, что за компания, какие цели и задачи. Второй бриф после заключения договора от дизайнеров, где мы понимаем суть целевой аудитории, что она должна делать: покупать или чему-то научиться, ознакомиться с информацией или заказать какой-то проект. Изучаем особенности клиента заказчика и выстраиваем путь, который он должен совершить на сайте, и за счет чего принять окончательное решение (CJM). Плюс узнаем дальнейшие планы по продвижению: будет ли заказчик запускать контекстную рекламу или активность в соцсетях, поскольку человек, пришедший из инстаграма должен очутиться как бы снова в инстаграме.
Ну да, логично, разные точки входа. Если я вижу в рекламе в инсте девушку-брюнетку на квадратной картинке, но при заземлении на сайте я должен увидеть ее же и в такой же квадратной рамке. А если там будет что-то иное, я уйду.
Совершенно верно. А если ты переходишь с поиска, там картинки нет, там текст. Но триггер, отсылающий к тексту, должен быть не только на первом экране, но и сразу быть замечен. Это все больше про НЛП, но это работает, и нужно изначально учитывать это при разработке сайта. Третий же бриф – это про функционал от технических специалистов. Вопросы по интеграции, по наличию CRM, написанию API…
А что такое API?
Способ передачи данных. Например, просто отправка формы обратной связи кому-то на почту внутри компании клиента, либо отправляем в CRM на какого-то определенного менеджера по заданным параметрам его загруженности и выхода на смену, или вообще они улетают в телеграм или еще куда-нибудь. Кроме этого, на этом этапе брифования мы понимаем, будет ли CMS, как будем добавлять новости, поскольку сейчас есть возможность добавления через очень простые сервисы, например Strapi с удобным визуальным редактором и Markdown разметкой. Пишешь, как в блокноте, текст, а он уже автоматом публикуется на сайте. Не надо платить ни за какие лицензии.
Есть такая заезженная фраза Билла Гейтса «Если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе». Я так понимаю, вы не про нее, потому что не про коробочные решения, а про то что «сайт вообще-то должен решать бизнес-задачи, а не просто лежать в сети и косить под бизнес».
Да, в офлайне бренд может работать круто и здорово, а в онлайне нет. Нам приходилось клиентам менять что-то в дизайне и контенте, потому что это не работает здесь. И кстати, если затронуть прошлый тезис «я хочу, как у этих», то тут он тоже не работает. Там оно сработало, а с вами не факт. Например, рынок пластиковых окон. Кто-то работает чисто на B2B, а другие в том числе на B2C, у одних допродажи натяжными потолками, а у других условно линолеумом. Кажется, что они одинаковые, но целевые аудитории разные. Поэтому нужно подстраиваться под то, что хотят их покупатели, а делать два одинаковых сайта разного цвета или структуры – это выстрел в ногу своему бренду. Даже если это временное решение. Человек зашел на сайт, увидел то же самое, пусть и другое название. Он даже на цену не посмотрит, потому что мысль будет «а, ну я такое же видел, все то же самое, зачем время тратить». Или еще хуже может быть: «О, я уже здесь был». Потому что структура та же и цвета плюс-минус те же. Такие случаи не массовые, конечно, но процент определенный есть, исходя из исследований.
Тогда получается, что сотни фирм ошибаются, заказывая коробки? Упускают возможности?
И да, и нет. Давай разберемся, кому нужен дорогой сайт не по шаблону. Например, тем, кто за дорого хочет продать товар без предварительного просмотра. Когда сайт Хроно.ру полностью поменялся и перестал выглядеть как «коробочное решение», я захотел каждые часы их купить. Они смогли сделать такую карточку товара, что прям желание появляется взять. И если у тебя есть 30-40 тысяч, ты даже думать не будешь, а пойдешь и купишь. Дорогие сайты делаются под крутой контент. Коробка же подойдет там, где не важен контент или не важно масштабирование. Имею ввиду не линейное масштабирование по типу увеличения количества товаров, а расширение возможностей системы. Например, есть ювелирный магазин, который понимает, что через некоторое время он захочет продавать, например, те же часы. В таком случае сайт должен выглядеть одинаково хорошо для каждой товарной категории. Но посадочные страницы должны быть индивидуальными под каждый раздел. Коробка не дает таких возможностей. А сайт, написанный на React, Node js (наш стек технологий) как Лего, здесь это можно реализовать быстро.
Так у «коробочных решений» тоже есть сотни модулей всяких разных…
Смотри, здесь другой подход. Все состоит из большого количества компонентов: например, компонент заголовка сайта, шапка сайта, галерея и т.д. Если ты хочешь что-то добавить на сайт, то дизайнер это отрисовывает, программист пишет компонент и как деталь Лего ставит его туда, куда надо. А в коробках по-другому. Там есть очень большие возможности с очень большими ограничениями. Шаг влево, шаг вправо – сайт сломан или нельзя реализовать. А если и можно сделать, то опять же в рамках. Как-раз поэтому мы не занимаемся такими решениями, потому что там многое сделать нельзя.
Напоследок, а как обстоят дела с безопасностью такого сайта?
Об этом немногие задумываются, но это очень важный момент. В нашем стеке технологий все происходит в браузере. Данные отправляются через специальную прослойку на сервер. А оттуда через нее же обратно. Получается, что у нас браузер не знает, что происходит на сервере, а сервер не знает, что в браузере. То есть при DDOS-атаках, например, сервер вообще не страдает никак. Плюс взломать невозможно. А в коробках все идет напрямую на сервер и безопасность данных всегда под угрозой.